Владимир Добровольский: «Я дирижер в третьем поколении»

Владимир Добровольский: «Я дирижер в третьем поколении»

Тюменская филармония закончила юбилейный концертный сезон. В Тюменский филармонический оркестр был принят второй дирижер Владимир Эдуардович Добровольский. Мы встретились с ним, чтобы узнать о нем побольше, узнать, как прошел сезон в Тюменской филармонии и как работается ему с оркестром.

подробное описание

Расскажите немного о себе, где родились, где жили, хотелось бы узнать о Вас побольше!

Я родился в музыкальной семье. Отец - заслуженный артист Российской Федерации, мама – дирижер, пианистка, преподаватель по фортепиано. Закончил Хоровое училище имени М.И. Глинки. Это старейшее в России профессиональное музыкальное учебное заведение. Его истоки восходят к 1479 году, когда высочайшим указом Великого Князя Иоанна III был основан Хор малолетних певчих при созданном тремя годами ранее Хоре Государевых певчих дьяков. Регулярное систематическое музыкальное образование начато в 1856 году, когда при Императорской придворной певческой капелле были открыты вначале регентские, а двумя годами позже и инструментальные классы.

С этим знаменитым учебным заведением теснейшим образом связана деятельность таких музыкантов, как М. Глинка, М. Балакирев, А. Лядов, Н. Римский-Корсаков, С. Ляпунов, А. Аренский и многих других, чьи имена составляют гордость русской музыкальной культуры. Современная концертная афиша как Петербурга, так и крупнейших городов России и столичных городов Европы, и Америки немыслима без имён воспитанников Хорового училища имени М.И. Глинки. После окончания Хорового училища я поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова на факультет дирижирования академическим хором. Учился в классе профессора Петра Алексеевича Россоловского. По окончании учёбы на хоровом факультете я поступил на факультет оперно-симфонического дирижирования в класс профессора Владимира Абрамовича Альтшулера.

Во время обучения в консерватории работал в камерном оперном театре «Санктъ-Петербургъ Опера», а также получил должность хормейстера Петерубргского камерного хора под руководством заслуженного деятеля искусств Николая Николаевича Корнева. По окончании аспирантуры оперно-симфонического дирижирования меня пригласили на работу в КНР. Это был совместный проект Санкт-петербургской консерватории и Департамента по культуре провинции Хейлунцзян. Было принято решение открыть первую консерваторию в столице провинции Хейлунцзян, в городе Харбин. В эту консерваторию были приглашены преподаватели и аспиранты Петербургской консерватории. За четыре года работы я создал там хор и симфонический оркестр студентов консерватории, а также вел класс по хоровому дирижированию.

В этом году один из моих студентов поступил в магистратуру Российской академии музыки им. Гнесиных на факультет дирижирования академическим хором. Сейчас в Харбинской консерватории мое дело продолжает моя супруга Виктория. Она также выпускница хорового и оперно-симфонического факультетов Санкт-петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. В Харбинской консерватории Виктория занимается непосредственно созданием дирижерско-хорового факультета, а также является создателем Международного симфонического оркестра Харбинской консерватории, в котором играют музыканты из Китая, России и Европы. 

А как же началось Ваше знакомство с музыкой, и чем был обусловлен выбор профессии?

Я – дирижер в третьем поколении! Моя бабушка – дирижер, родители также музыканты. С детства меня окружала музыка и музыкальное искусство, я любил петь и читать стихи. В хоровое училище меня приняли в шесть лет, и я с удовольствием пел в хоре, выступал на концертах как пианист и пробовал свои силы в дирижировании.

Почему выбрали симфоническое дирижирование, хотя заканчивали и хоровое тоже?

В 2008 году я заканчивал дирижерско-хоровой факультет СПбГК в классе профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Петра Алексеевича Россоловского. На тот момент он являлся старейшим профессором Петербургской консерватории. На выпускном экзамене профессор предложил мне продирижировать кантатой С.И. Танеева «По прочтении псалма» для хора и симфонического оркестра. После экзамена я получил рекомендацию для обучения на факультет оперно -симфонического дирижирования СПбГК. Конкурс был большой – 98 человек на место, а поступило всего четверо человек и я в том числе.


Когда Вы участвовали в конкурсе на должность второго дирижера ТФО, Вы были уверены в своей победе? Или были сомнения?

Так как я был оторван от российской музыкальной жизни на целых четыре года, новость о конкурсе в Тюменской филармонии меня очень заинтересовала. Я предоставил все необходимые документы и дипломы и получил приглашение на конкурс. После Китая мне было все интересно: я увидел хороших дирижеров, было интересно работать с молодым, профессиональным оркестром. Уже когда я прилетел в Санкт-Петербург, мне позвонил Евгений Иванович Шестаков и сообщил о моей победе в конкурсе.

Вы работаете в Тюменской филармонии не так давно. Какие были Ваши первые впечатления? Реальность оправдала Ваши ожидания?

Когда я ехал сюда на работу, я почитал об оркестре, послушал записи, есть отзывы в России об оркестре. И в целом, конечно, отзывы положительные! Коллектив молодой, и это подкупает. Коллектив, который хочет работать, который горит, и они сами предлагают что-то новое, сами предлагают новые пути, новые формы. И конечно, меня это очень подкупило, это было одним из тех плюсов, который позволил мне принять окончательное решение. В Китай меня до сих пор приглашают вернуться, но мне больше сейчас интересно работать дома, в России. Они, несомненно, готовы, но они больше готовы повторять, чем создавать что-то новое. Здесь же наши музыканты и наше художественное руководство постоянно хочет чего-то нового, идёт поиск новых форм, поэтому это и является одним из ключевых моментов, из-за которых я приехал. Любой оркестр – он, как инструмент!

Например, к новому инструменту ты постоянно привыкаешь, ты изучаешь его, у каждого есть свои особенности. Оркестр - это очень сложный организм, он состоит из людей, каждый из которых неповторим, каждый является хорошим музыкантом, каждый из которых играет на своем инструменте. Поэтому знакомство их со мной и мое знакомство с ними продолжается до сих пор. Мы изучаем друг друга, мы находим какие-то точки, которые нам интересны. Для меня, например, было очень интересным открытием концерт новой музыки Стива Райха «Псалмы». Это сочинение очень редко исполняется в России, но важно то, что музыканты сами захотели, и то, что мы репетировали целый месяц и с артистами капеллы, и с артистами ТФО, и с художником Константином Росляковым, и театром «Мимикрия» - вечером, после своих основных репетиций. И это дало свои результаты! Считаю, что премьера в Тюмени прошла очень успешно. Желание оркестра работать и желание узнавать что-то новое и заниматься творчеством - это очень подкупает. Мне очень нравится здесь работать!

Расскажите немного о планах на будущее?

В следующем году мы планируем нашими силами сделать очень интересные проекты. Я говорил уже с нашим художественным руководством и с руководителем ТКТО Надеждой Михайловной Казначеевой, она нас поддерживает и очень заинтересовалась. Основная идея проекта - выступление симфонического оркестра и балета. Будет хороший проект: вместе с ансамблем ударных инструментов «Мокка» и со струнным оркестром филармонии мы исполним замечательное произведение «Кармен-сюита» Ж. Бизе в аранжировке Р. Щедрина. Думаю, что многим нашим слушателям будет интересно такое взаимодействие балетных артистов и симфонического оркестра. В том числе, мы работаем с хоровой капеллой Тюменской филармонии. В следующем сезоне мы планируем исполнить знаменитое сочинение Карла Орфа «Песни Катулла» (Catulli Carmina).

Приятно ощущать поддержку нашего художественного руководства и руководства ТКТО.

Помните, как прошел Ваш дебют с оркестром? Какой это был концерт?

Дебют состоялся в п. Богандинский. Мы исполняли произведения популярной классической музыки. В середине концерта выключился свет, но музыканты – молодцы, доиграли все в полусвете. После концерта мы садились в автобус, ко мне подошли школьники, попросились сфотографироваться, и какая-то девочка подошла и сказала: «Спасибо Вам за красоту!» Мне кажется, это самая лучшая похвала, даже не мне, а больше оркестру и композиторам, за красоту музыки. Вот поэтому я вернулся домой в Россию, потому что здесь люди больше восприимчивы к духовной красоте, чем ко внешней.


А на сцене Тюменской филармонии, когда вы выступили впервые? Если я не ошибаюсь, Ваш дебют с Тюменским филармоническим оркестром состоялся 27 октября с актёром театра и кино, народным артистом Евгением Князевым «Борис Годунов»? Вы помните этот концерт? Какие у Вас были ощущения после концерта?

Все концерты, которые я продирижировал в этом сезоне, были интересны. Этот входил в абонемент, который был посвящен 220-летию со Дня рождения А. С. Пушкина. В абонементе читали произведения А.С. Пушкина великолепные артисты: народные артисты РФ Е. Князев, В. Баринов и заслуженный артист РФ Д. Дюжев.

Историческую драму «Борис Годунов» читал выдающийся актер, народный артист РФ Евгений Владимирович Князев. Звучала музыка С.С. Прокофьева, С.И. Танеева, А.К. Лядова, М.П. Мусоргского и Дж. Верди. Моей задачей было подобрать музыку таким образом, чтобы она поддерживала и дополняла литературный текст. А также необходимо было соблюдать временное соотношение звучания оркестра и чтения литературного текста. По-моему, получилось неплохо, я знаю, что Е.В. Князев взял этот вариант за основу концертного прочтения драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов». Для меня этот вид работы был очень интересен и нов. И мне кажется, публика очень хорошо восприняла этот синтез слова и музыки. На последующих концертах всегда были аншлаги и хорошие отзывы. Надеюсь, что в следующем сезоне мы продолжим такие концерты!

Руководить таким большим коллективом очень сложно, а как Вы организуете свою работу и работу оркестра на репетиции? Есть ли базовые принципы и особенности, присущие только Вам?

Во-первых, оркестр очень дисциплинирован, и я хочу сказать слова благодарности художественному руководителю и главному дирижёру ТФО Евгению Ивановичу Шестакову. Оркестр знает, когда необходимо приходить на репетицию, настроиться и разыграться. Да, коллектив большой, поэтому организация работы требует хорошо продуманного плана, подготовленности всех оркестровых групп. Оркестр должен много чего: это прежде всего – иметь хорошую читку нот и отличное чувство ансамблевой игры. А дирижер должен хорошо знать партитуру произведения, желательно наизусть, хорошо чувствовать форму, динамику, уметь выстроить баланс звучания.

А в чем заключается роль дирижера, на Ваш взгляд?

Есть такое английское слово «conductor». Вот у нас кондуктор, например, в автобусе, который показывает, что ты здесь выходишь, а ты - там. Дирижер организует процесс игры оркестра, процесс исполнения произведения, помогает оркестру своими жестами играть точно и вместе. Для слушателя дирижер - это совершенно другое. Он является видимым, зримым воплощением музыки. Вот, например, в 20 веке, существовали оркестры без дирижёра, но они продержались не так долго, 2-3 сезона. И всё потому, что публике нужен был зримый лидер, а музыкантам – руководитель. Так как каждый музыкант индивидуален и каждый чувствует музыку по-своему, и чтобы нам всем договориться, нужен один человек, который будет объяснять, как это должно быть. Вот поэтому роль дирижера для публики и для музыкантов различна.

Легко ли Вам работать с Тюменским филармоническим оркестром?

Да в принципе, как я уже говорил, нет уже никаких противоречий. Единственное, конечно, программа оркестра очень насыщенная, и часто не хватает репетиций. Но я замечаю, что музыканты стараются быть всегда подготовленными. Мы сейчас очень востребованы, и это здорово!


Как Вам тюменская публика?

Хочу отметить, что публика в Тюмени очень неравнодушна, ее интересует классическая музыка. Это здорово! Когда я выхожу на сцену, тут же погружаюсь в своеобразную ауру публики. Начинается своеобразный диалог с публикой – я должен ее заинтересовать, чтобы она запомнила эту музыку и захотела вернуться в этот зал. Хочу выразить всем слушателям слова признательности! У нас, кстати, много программ для детей. Вот недавно звучала «Мультсимфония». Она уникальна тем, что именно такого жанра сюиты из нескольких мультфильмов нет ни у кого. Это работа наших музыкантов- аранжировщиков и конечно, это работа всех служб: и Хоровой капеллы, и детского театра, и нашего замечательного музыковеда-лектора Надежды Дмитриевны Коваленко, которая готовит и детские программы. Вместе с ней мы готовили и «Золушку», и «Сказку о Царе Салтане», а сейчас ещё будем готовить «Конек-Горбунок». Такая слаженная работа всех служб и даёт такой результат, и это ощущается в публике.

Как Вам наш город Тюмень?

Я влюбился в Тюмень! Очень спокойный российский город. Удивительная четырехуровневая набережная, которой нет, по-моему, в России нигде. Это город для жизни, в котором сочетаются все виды искусства: архитектурного, музыкального, художественного и театрального. Для меня это город-открытие, город, в который я продолжаю влюбляться.

Скажите, есть ли дирижеры, которыми Вы восхищаетесь? Смотрите ли Вы на работу других дирижеров? Вдохновляетесь ли кем-то?

Да, конечно! Для меня является дирижером таким, очень близким по духу, близким по своему эмоциональному состоянию, Евгений Светланов. Его, к сожалению, уже нет с нами, но он успел много сделать: и антологию русской симфонической музыки, и всегда являлся таким флагманом дирижерского искусства 20 века. Из нынешних живущих - это итальянский дирижёр Риккардо Мути. Его стиль, его энергетика являются проводником для разных направлений. Он является примером для меня.

На работе Вас все время окружает музыка. А дома?

Дома, конечно же, я отдыхаю от музыки. В моей квартире есть большой балкон, который я люблю использовать для чтения любимых книг, для знакомства с разыми особенностями новых направлений в литературе, поэтому все свободное время я посвящаю этому. Но, к сожалению, его не так много.

С кем бы хотели выступить из знаменитостей?

Из творческих солистов мне интересны те, кому не все равно. Я выступал с молодыми солистами из Мариинского театра, из Большого, Геликон-оперы - был проект с вокалистами. И они все подкупают своим неравнодушием! Поэтому я открыт всему. Открыт любым солистам.

Какие концерты прошедшего сезона Вам особенно запомнились? Какие самые значимые?

Для меня являются особенными и значимыми концерты, в которых используется синтез музыкального и литературного современного жанров. Этот синтез очень редко используется в других филармониях. Совокупность этих жанров для меня является интересной. Этого гармонического соединения нам удалось достигнуть в детских абонементах, где мы читали Шарля Перро «Спящая красавица», А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Их было много. Меня очень удивляет реакция детей, которые после концерта подходят, дарят цветы, фотографируются, интересуются, кстати, очень интересное нововведение, когда в детских сказках используются аниматоры, например, Елена Ивченко рисует песком и делает это прекрасно! Это и воспитывает в детях дух всеобщего восприятия искусства. На мой взгляд, именно это важно, значимо, и я надеюсь, что дальше будут развиваться не только симфонические программы, но и мульт-программы, где синтезируются разные виды искусств.

Чего бы пожелали тюменской публике?

Я хочу пожелать - и надеюсь этому поспособствовать - новых интересных программ, новых открытий в следующем сезоне. И конечно же, вдохновения! Вдохновения от музыки! Вдохновение, которое слушатели получают у нас в зале, пусть сохранится и в их повседневной жизни!

Фото и текст: ТКТО

Поделиться ссылкой
Календарь событий

Загрузка...